Печать
PDF

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Болонский процесс – самая глубокая и масштабная за всю историю структурная реформация высшего образования в Европе, начало которой было положено подписанием Болонской декларации (см. Болонская декларация) в 1999 году в Болонье.

Обязательные параметры Болонского процесса:

  • трёхуровневая система высшего образования;
  • академические кредиты ECTS;
  • академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;
  • Европейское приложение к диплому;
  • контроль качества высшего образования;
  • создание единого европейского исследовательского пространства.

Рекомендательные параметры Болонского процесса:

  • единые европейские оценки;
  • активная вовлечённость студентов;
  • социальная поддержка малообеспеченных студентов;
  • образование в течение всей жизни;
  • социальная поддержка малообеспеченных студентов.

Факультативные параметры Болонского процесса: 

  • гармонизация содержания образования по направлениям подготовки;
  • нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору;
  • модульная система;
  • дистанционное обучение, электронные курсы;
  • академические рейтинги студентов и преподавателей.

Реализация реформ осуществляется в соответствии с коммюнике конференций министров, ответственных за высшее образование, проводимых через каждые два года:

arrow18-19 мая 2001 г. - Прага. Пражское коммюнике

На Пражской конференции наряду с шестью основными линиями развития Болонского процесса, намеченными в Болонской декларации, были рассмотрены новые направления сотрудничества.

arrow18-19 сентября 2003 г. - Берлин. Берлинское коммюнике

Берлинская конференция приняла решение направить усилия на создание Европейского исследовательского пространства и его взаимодействие с Европейским пространством высшего образования (ЕВПО) как новой линии развития Болонского процесса. Было подчеркнуто, что степени первого и второго циклов должны иметь различную ориентацию и профили. С целью расширения мобильности и облегчения признания документов о высшем образовании была поставлена цель, начиная с 2005 г., выдавать выпускникам европейских вузов Приложение к диплому.

arrow19-20 мая 2005 г. - Берген. Бергенское коммюнике

На Бергенской конференции была принята Всеобъемлющая структура квалификаций для ЕПВО, которая включала три цикла (в том числе в национальных контекстах допускались промежуточные квалификации), универсальные дескрипторы для каждого цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также диапазон зачетных единиц для первого и второго циклов. Было принято обязательство создать к 2010 г. национальные структуры квалификаций, совместимые с Всеобъемлющей структурой квалификаций для ЕПВО. В Бергене одобрена идея Европейского регистра агентств обеспечения качества на базе национальной экспертизы. Было обращено внимание на проблему социального измерения в системе высшего образования: расширение доступа к высшему образованию, обеспечение социально-экономических условий для обучения студентов, содействие им со стороны правительств и вузов.

arrow17-18 мая 2007 г. - Лондон. Лондонское коммюнике

На Лондонской конференции отмечен прогресс на пути создания ЕПВО. Важным достижением является начавшийся переход от обучения, направляемого преподавателем, к студентоцентрированному высшему образованию. Подведены итоги по основным направлениям развития Болонского процесса и намечены приоритеты на 2009 год: мобильность, социальное измерение, трудоустраиваемость, реализация стратегии ЕПВО в глобальном контексте.

arrow28-29 апреля 2009 г. - Левен/Лувенла-Нев. Лёвенское коммюнике

Подводя итоги, министры, ответственные за высшее образование, заявили на конференции в Левене/Лувен-ла-Неве: «За последние десять лет мы сформировали Европейское пространство высшего образования, добиваясь того, чтобы оно прочно укоренилось в интеллектуальном, научном и культурном наследии и устремлениях Европы».

arrow25-26 апреля 2012 г. Бухарест. Бухарестское коммюнике

На Бухарестской Конференции министры, ответственные за высшее образование, решили сосредоточиться на трех основных целях в условиях экономического кризиса: обеспечение качества высшего образования для большего количества студентов, для лучшей подготовки учащихся трудовым навыкам; повышение мобильности студентов.

47 стран приняли новую европейскую стратегию для повышения мобильности с определенной целью, что, по крайней мере, 20 процентов из тех выпускников в Европе в 2020 году должны обучиться или пройти стажировку за рубежом.

Также в рамках Конференции состоялся третий Форум политики Болонского процесса на тему «За пределами Болонского процесса: Создание и объединение национальных, региональных и глобальных сфер высшего образования».

arrow14-15 мая 2015 г. - Ереван. Ереванское коммюнике

В Ереване состоялся Четвертый Болонский политический Форум, совмещенный с Девятой конференцией Министров стран Европейского пространства высшего образования. По итогам форума были приняты Ереванское коммюнике Министерской конференции и Декларация Четвертого Болонского политического форума.

arrow24-25 мая 2018 г. Париж. Парижское коммюнике

Парижская конференция стала возможностью по укреплению сотрудничества между странами для лучшего будущего высшего образования. В коммюнике подчеркнута необходимость улучшения осуществления фундаментальных ценностей, особенно демократии, поскольку стандарты высшего образования передают понятия мира и свободы!

Встреча завершилась принятием Парижского коммюнике и Заявления V Болонского политического форума. Также было объявлено, что секретариат Болонского процесса возглавит Италия, где в 2020 году пройдет следующая конференция министров ЕПВО.